X Зимний международный фестиваль искусств в Сочи: итоги и впечатления

28/02/2017 | Ревизор.ру

26 февраля состоялся Гала-концерт закрытия юбилейного сочинского форума. Его артистический директор Юрий Башмет со сцены Зимнего театра попрощался до следующего года.

Солидная репутация башметовского детища сложилась из десятилетней традиции классических, джазовых, этнических концертов, помноженной на образовательно-просветительские программы различных направлений. Сколько открытий было сделано за эти годы «духом просвещенья» фестиваля – всевозможные формы пересечения всех видов искусств, бесстрашное соединение жанров высокого «академизма» с поп-культурой, творческое совмещение выдающегося профессионализма с незрелой неопытностью.

И главное — перекрестное общение и сотрудничество «всея культуры» и около нее. Музыканты и артисты, министры и менеджеры, концертные залы и публика, профессора и ученики, образовательные академии и конкурсы, СМИ, спонсоры. А в итоге, продукт этого «культурного безумства» получился высшего качества – культурная образованность, интеллектуальная духовность. Как высшее доказательство – его неоспоримая востребованность и «жадность» публики до башметовской десятилетней «мистерии».

Выдающемуся музыканту Юрию Башмету присуще обостренное чувство личной ответственности за российское искусство, за его будущее, за творческую молодежь и глубокое понимание роли России в мировой культуре.

На юбилейном фестивале, масштабом в 10 лет и длиной в 10 дней, маэстро имел только один выходной. Все остальное время – мастер-классы, репетиции, концерты, спектакли, премьеры.

Последние три фестивальных дня были наиболее насыщенными. Концентрация мероприятий наэлектризовывала, приближение кульминации событий повышало градус волнения участников. Вся атмосфера была пронизана идеей служения искусству, дышала творчеством и самосовершенствованием. Сын ошибок трудных – опыт – бережно передавался мастерами младому «племени».

Традиционный для фестиваля конкурс молодых композиторов в рамках Второй Международной музыкальной академии привлек чуть меньше участников, чем в прошлом году. «Отпугнул желающих, вероятно, высокий уровень требований,» – подытожил председатель жюри, профессор Московской консерватории Александр Чайковский, – «а именно, сочинение в жанрах камерной музыки. Трио, квартеты, квинтеты требуют преодоления технологически высших форм трудностей».

Помимо мастер-классов и конкурса для молодых композиторов, как одной из форм обучения, была инициирована идея коллективного произведения. Троим участникам, по жеребьевке, задали сочинить одну из частей фортепианного квинтета. В честь юбилея была предложена тема-монограмма имени Bashmet. «Это был мозговой штурм для ребят, – улыбается профессор. – «Растерялись, времени мало, на фугу никто не решился, но написали очень даже недурно.»

Первую премию жюри никому не присудило. «Премию Башмета еще нужно заработать,» – убежденно сказал строгий профессор. Но суть фестивального обучения, его ценность состоит в том, что члены композиторского жюри сами вынесли на суд слушателей свои произведения.

В заключительном концерте фестиваля прозвучали две мировые премьеры Концертов для альта с симфоническим оркестром, Кузьмы Бодрова и японского композитора Атсухико Гондайа – преподавателей фестивальной академии композиции. А завершила праздник-гала симфоническая серенада «La Grande» Александра Чайковского, праздничная и по-фестивальному яркая. Это ли не мастер-класс для новичков.

Школы, академии, лекции, выставки, встречи, конференции, доклады – фестиваль вовлек в свою орбиту людей разных возрастных категорий и разного рода занятий, заставляя их контактировать во всех направлениях и обогащать друг друга. Жаркие дебаты вызывали «Фестивальные чтения» совместно с Европейской ассоциацией музыкальных фестивалей. Презентации приглашенных иностранных коллег, да и своих родных директоров филармоний и концертных залов обнажили огромные нерешенные проблемы музыкальной индустрии.

Фестивалю Башмета в свой юбилейный год удалось создать обширнейшее культурное пространство, необозримое поле для профессиональной деятельности, выйдя далеко за свои фестивальные рамки.

И, наконец, то главное, что притягивает публику, концерты и спектакли, мировые и российские звезды, литературно-оперные балеты, музыкально-драматические спектакли, литературно-музыкальные композиции и далее по списку. Премьерные и уже опробованные на зрителях.

«Фантастическая Кармен» – авторская версия Юрия Башмета. Нет, это ни Мериме, ни Бизе, ни Щедрин. Все же это они и еще Достоевский, Шекспир. Это ни драматический спектакль, ни опера, ни балет. И все же эти жанры живут на сцене одновременно, пересекаясь, деформируясь, смешиваясь, и вновь четко заявляя о своей индивидуальности.

Форма спектакля приспособлена скорее для того, чтобы показать зрителю многожанровость искусства, его взаимосвязь, и, безусловно, для возможности блистать балетными, оперными и драматическими исполнителями на сцене.

А идея режиссера Павла Сафонова хороша. Кармен многолика, и балерина, певица, драматическая актриса дополняют ее образ. Это на поверхности. Более глубже – мучения дикой ревности, приводящее к состоянию аффекта Хозе в момент убийства Кармен – это паранойя художника-создателя в момент сильнейшего напряжения внутренних сил. Только так рождается все великое. Хозе по версии сценариста Михаила Палатника – режиссер, мучимый видениями то ли им самим придуманной истории убийства Кармен, то ли переживший ее в реальности.

Программы всех сочинских фестивалей Башмета и сам маэстро, соавтор постановок, по умолчанию играют роль воспитателей вкуса зрительско-слушательской аудитории, лишенной богатой концертно-театральной столичной жизни. Этот десятилетний опыт сказался на гала-концерте во время исполнения двух мировых премьер. Непростая для восприятия современная музыка российского и японского авторов была выслушана с предельным вниманием публики.

В предпоследний день фестиваля Артуро Сандоваль, его феерический талант и сногсшибательное мастерство, его фантастические музыканты и, персональное спасибо, чуткие звукорежиссеры Зимнего театра ввергли зал, буквально, в экстаз. У публики «снесло крышу».

Кубинско-майамское, чувственное и страстное, афро-ритмическое, словом, All that jazz Чарли Паркера, Оскара Питерсона и его, Сандоваля, учителя – легендарного трубача Диззи Гиллеспи, «коротил» электричеством в тысячи вольт. Большой ребенок и великий артист Артуро развлекал публику своими неподражаемыми фокусами владения трубой. Десять Грэмми.

А несколькими часами ранее, когда у американцев началась репетиция, произошло то, может ради чего Башмет и затеял весь этот фестиваль. В лектории Андрей Чернихов, вице-президент московского отделения Международной академии Архитектуры, читал интереснейшую концептуально-философскую лекцию «Музыка и архитектура». Цитаты, высказывания ученых, мыслителей, теории, гипотезы, слайды, фото, таблицы: «Вселенная не имеет вертикали. Симметричность мироустройства борется с асимметричностью…» За стеной послышался ритм барабанщика, лектор спонтанно сымпровизировал. «Вот вам пример – четкая симметричность ритмической формулы борется с асимметричностью ритмических рисунков импровизации». Джаз – это архитектура.

Башмет прав, пользуясь тем, что лежит в природе искусства. Симбиоз. Фестиваль тоже не имеет вертикали, он эллиптически расходится во все плоскости.

Десятилетний юбиляр, фестиваль искусств, опираясь на лучшее в прошлом и настоящем, устремлен в будущее. Ежегодный сочинский форум является мощным двигателем искусства и его идей.

«История нашего фестиваля – десятилетнее совмещение неиссякаемых идей и реальных возможностей,»- сказал в своей итоговой пресс-конференции исполнительный директор сочинского форума искусств Дмитрий Гринченко, – «Этот проект – лицо современной России. Его функции – решение актуальных задач развития культурного пространства страны».

Прощальный гала-концерт завершил работу X юбилейного сочинского фестиваля. Всероссийский юношеский симфонический оркестр весь вечер на сцене Зимнего театра старался не уронить честь своего основателя и руководителя маэстро Башмета. Юные оркестранты ловили каждое движение Юрия Абрамовича.

Итальянский дирижер Клаудио Ванделли встал за пульт, аккомпанируя Вадиму Репину (скрипка), Ави Авиталю (мандолина), Юрию Башмету (альт), Денису Мацуеву (фортепиано). Трудный концерт, усложненный записью для французского канала Mezzo, дал ребятам бесценный опыт и минуты счастья, когда Башмет вывел на авансцену самых юных музыкантов.

«Я – старый фестивальщик», – сказал журналистам Денис Мацуев перед концертом. «Но Башмет – первопроходец».

Другие публикации из этого раздела